О катализаторах

Катализатор – часть выхлопной системы, где происходит догорание выхлопных газов и
превращение их в безопасный для экологии окружающей среды углекислый газ.

Располагается такая деталь, как правило, на приемной трубе или же сразу после нее. Внутреннее наполнение корпуса имеет сотовую систему, что позволяет существенно увеличить площадь поверхности, с которой контактируют выхлопные газы, образовавшиеся в процессе неполного сгорания топлива. Именно там они окисляются за счет каталитического слоя. В результате такой реакции и образовывается газ СО2, концентрация которого полностью соответствует европейским нормам.

Катализаторы в автотранспорте обязательны.

Такая деталь – неотъемлемая часть любого современного автомобиля, позволяющая защитить экологию от вредных соединений, что образуются при использовании в качестве топлива продуктов нефтепереработки. Его жизненный ресурс составляет около 150 000 км пробега. Но замена детали часто может понадобиться и раньше.
Факторами, приводящими к более быстрому износу внутренней структуры, способен стать:

  • низкий по качеству или этилированный бензин;
  • попадание масла или антифриза в камеру сгорания и непосредственно сам катализаторный
    конвектор;
  • слишком обогащенная топливная смесь, которая может быть результатом сбоя работы системы питания самого двигателя;
  • неграмотная промывка топливной системы.

Все это ведет к уменьшению функциональности катализатора – вредные смеси дожигаются не полностью. Одновременно засоряются каналы, что становится причиной сужения проходного их сечения. В автомобиле могут возникать неполадки и потеря мощности. А самое худшее – в результате нагревания корпуса катализатора возможно поджигание антикоррозийной защиты кузова. При неисправности такой детали температура внутри способна возрасти до такого уровня, что керамика расплавившись «поплывет» и полностью перекроет выход выхлопных газов.
Последствия для автомобиля в таком случае могут быть очень серьезными.

Внутренняя структура катализатора выполняется в одном из двух вариантов: керамическая или металлическая. Первый встречается намного чаще и главная причина этому – более демократичная стоимость. Но такая экономия не совсем оправдана, поскольку керамический катализатор достаточно хрупкий и очень чувствительный к любому механическому воздействию.

Даже обычный камень на дороге может стать серьезной угрозы для внутренней структуры детали. Опасно и попадание воды из лужи в раскаленный катализатор, как, впрочем, и неполадки самого двигателя. Металлический вариант во всех этих случаях оказывается более стойким. Еще одной проблемой при использовании именно керамического катализатора является керамическая пыль. Она появляется в результате длительной эксплуатации, и части керамики, попадающие в камеру сгорания, приводят ускоренному износу маслосъёмных колец и стенок
цилиндров. Именно по этой причине менять эту деталь стоит не реже 100 000 пробега, независимо от того, насколько интенсивно и в каких условиях использовался автомобиль.

В самом современном поколении катализаторов керамический слой заменен металлической сеткой. Такая конструктивная особенность позволяет катализатору выходить на уровень требуемой температуры непосредственно после того, как запустился двигатель.

Нейтрализация ядовитых выхлопных газов – главное назначение катализатора
Функционирование двигателя сопровождается переработкой топлива в целую ядовитую смесь. В результате образуются опасные соединения азота, углерода и углеводорода:

  • моноокись углерода (СО);
  • оксиды азота (NO, NO2);
  • углеводороды (НС).

Именно в катализаторе выполняется дожигание 90 % газов, чтобы они не попадали в окружающую среду. Такой конвертер с полной уверенностью можно назвать одним из самых важных изобретений в сфере машиностроения, ведь он направлен на сохранение чистой экологии не только для нас, но и будущих поколений.